Выставка «Академические учреждения и сотрудники в годы Блокады Ленинграда» в СПбФ АРАН

26 февраля 2024 года в Санкт-Петербургском филиале Архива РАН на ул. Киевской состоялось памятное мероприятие, посвященное деятельности Институтов Академии Наук в блокадные годы. В конференц-зале был проведен круглый стол «Учреждения АН СССР в годы Великой Отечественной войны: к 80-летию полного снятия Блокады Ленинграда» и заслушаны доклады. По окончании круглого стола была открыта выставка о деятельности ленинградских институтов АН в блокадные годы. На выставке представлены уникальные академические, институтские и личные документы о проходившей работе и эвакуации сотрудников.

Так, к примеру, в одном из документов был представлен план эвакуации по институтам, подписанный академиком, вице-президентом АН СССР Л.А. Орбели. От Ботанического института, согласно документу, планировалось отправить в эвакуацию 46 сотрудников и 63 члена их семей, было выделено 3 вагона для сотрудников и 3 вагона для оборудования.

Также были представлены документы о поэтапной эвакуации с декабря 1941 по январь 1942 года для сотрудников ленинградских учреждений АН. Согласно этим документам, из Ботанического института в первую очередь были отправлены: директор института Шишкин В.К., зав. отделом Савич Б.П., зав. секторами Елецкин А.А. (в документе опечатка, речь идет о Еленкине Александре Александровиче), Воронихин Н.Н. и Траншель В.Л. (отказ). Заведующий сектором споровых растений Траншель Владимир Андреевич в свои 76 лет ехать в эвакуацию отказался, умер 21 января 1942 года в Ленинграде. В последующих эшелонах отправлялись Комаров, Малеев, Лебедева, Юзепчук, Бобров, Бриллиант, Рудерссен и др.

Последним от института в эвакуацию уезжали несколько человек, и в том числе зам. директора А.В. Прозоровский. Еще в ноябре 1941 г. Анатолий Владимирович защитил докторскую диссертацию «Классификация, динамика и география растительности пустынь СССР». Он был выдающимся ботанико-географом, геоботаником, специалистом по аридным зонам растительности, входил в группу специалистов, составлявших геоботанические карты европейской части СССР. Город Фрунзе был определен пунктом его эвакуации. Дата отъезда была назначена на 8 февраля 1942 года. Вот что сообщала об этом событии Анастасия Михайловна Семенова-Тян-Шанская: «Прозоровский с семьей отстал от нашего эшелона, потому что с территории БИНа уезжал с самым последним рейсом машины, увозившей людей и вещи к Финляндскому вокзалу. Анатолий Владимирович считал, что он как зам. директора института должен покинуть институт последним, хотел все как следует проверить перед отъездом. Вещи же его семьи уехали раньше и были погружены. Машина с Прозоровским должна была успеть к поезду. Внезапно началась бомбежка и поезд ушел чуть раньше положенного срока. Анатолию Владимировичу пришлось ехать на другом эшелоне без вещей и друзей. Сил ему хватило только на десять дней. Умер он от дистрофии на станции Свеча».

В акте о смерти А.В. Прозоровского было записано:
«Мы нижеподписавшиеся сотрудники Ботанического Института Академии Наук, составили настоящий акт о том, что зам. директора БИНа по научной части, доктор биологических наук Прозоровский Анатолий Владимирович действительно скончался в эшелоне № 446, вагон № 23 по пути следования из г. Ленинграда в г. Свердловск 18/II 42 г. в 12 ч. Ночи, за отсутствием врача констатация смерти не произведена – скончался недалеко от ст. Свеча.
Старшина вагона № 23
Подпись (Победимова)
Подписи сотрудников (Лейсле, Оль, Наумова, Овчинникова)».

Всего за годы Блокады погибло 78 сотрудников БИНа.

На выставке были представлены документы личного характера, о семьях научных сотрудников Академии Наук, о погибших родных, переписки супругов, медали и ордена.

И в заключение согласно Распоряжению по Ленинградским учреждениям Академии Наук СССР №11, подписанному уже в период после полного снятия блокады города, в честь международного женского дня 8 марта 1944 были премированы особо отличившиеся женщины в ленинградских учреждениях АН. Всего в документе упоминается 15 научных учреждений АН Ленинграда, но только сотрудницам Ботанического института была выделена самая большая сумма вознаграждения. Вероятно, это связано с большой долей женщин в коллективе института и сада, по сравнению с другими институтами.

На протяжении всех дней Блокады сотрудники и сотрудницы БИНа спасали и сохраняли ценнейшие живые коллекции растений оранжерей и открытого грунта, выращивали лекарственные растения, рассаду, овощи для голодного города, организовывали выставки съедобных и ядовитых растений, публиковали научные труды и научно-популярные брошюры, занимались просвещением ленинградцев о питательных и витаминных свойствах растений садов и парков города.

Возврат к списку