Фотоматериалы
Переселенческого управления
Переселенческое движение, активизировавшееся в начале 20 века, было частью аграрной реформы, связанной с именем П.А. Столыпина. Его целью было предоставить крестьянам из Европейской России земли для ведения сельского хозяйства на востоке страны, избавить хотя бы часть крестьянства от хронического безземелья. В 1906 г. был издан правительственный указ о разрешении переселения крестьян за Урал. Ранее переселение не поощрялось, и этому даже всячески препятствовали. Перед тем, как рекомендовать те или иные регионы Российской Империи для переселения крестьян, в них направлялись почвенно-ботанические экспедиции, целью которых было определить пригодность новых районов для развития сельского хозяйства и исследовать растительный покров Азиатской России, который в начале XX века был еще очень слабо изучен. Говоря современным языком, в ходе почвенно-ботанических экспедиций осуществлялась экологическая экспертиза программы переселения. Экспедиции проходили в 1906-1918 годы и организовывались Главным управлением земледелия и землеустройства, в состав которого тогда входил и Императорский ботанический сад — один из предшественников современного Ботанического института им. В. Л. Комарова. Руководство ботанической частью было возложено на консерватора Ботанического сада А. Ф. Флерова, а с 1910 г. на главного ботаника сада Б. А. Федченко. В экспедициях принимали участие как штатные сотрудники Сада, так и ботаники из других ботанических учреждений. Это были в основном молодые люди, недавно закончившие свою учебу. Были и такие, которые стали возглавлять ботанико-почвенные экспедиции, будучи студентами старших курсов. Многие известные ученые начинали свою научную карьеру как раз в экспедициях Переселенческого управления. Руководство почвенно-ботаническими экспедициями было одной из важнейших задач Императорского ботанического сада, имевшей как научное, так и социальное значение. Директор сада, действительный тайный советник А. А. Фишер-фон-Вальдгейм, отмечал, что сад «изучает растительность тех отдаленных стран, особенно Русской Азии, где должны найти себе кров и пропитание сотни тысяч переселенцев; своими исследованиями он прокладывает этим переселенцам неведомые пути в места, считавшиеся необитаемыми и пропадавшими для великой страны». По возвращении из экспедиций ботаники делали отчеты для Переселенческого управления, где давали свои заключения о возможности использования исследованных ими земель. В Ботаническом саду ими составлялся предварительный отчет, в котором больше внимания уделялось ботаническим исследованиям. Позднее печатались и отдельные издания «Труды почвенно-ботанических экспедиций по исследованию колонизационных районов Азиатской России». Все материалы, собранные в ходе экспедиций, концентрировались в Гербарии и Музее сада. По разным оценкам, от экспедиций Переселенческого управления в сад поступило от 200 до 500 тысяч гербарных образцов из малоизученных районов Азиатской России, которые активно использовались не только при составлении экспедиционных отчетов, но и позже, при подготовке «Флоры СССР» и для целей других проектов. В ходе почвенно-ботанических экспедиций впервые активно использовалась фотография, так как к тому времени были созданы перевозимые (хотя и очень громоздкие) фотоаппараты. В фотоархиве Ботанического музея Ботанического института хранится большое количество негативов и фотографий, выполненных в ходе этих экспедиций выдающимися ботаниками В.Н. Сукачевым, А.Н. Криштофовичем, И.М. Крашенинниковым, Б.А. Федченко, А.Ф. Флеровым, В.С. Доктуровским С. С. Ганешиным, В. П. Дробовым, Б. Н. Клопотовым, З. А. Минквиц, И. В. Кузнецовым, Н. И. Кузнецовым-Киржачским, Е. С. Кучеровской, М. И. Пташицким, В. И. Смирновым, С. Ю. Туркевичем, Н. В. Шипчинским, Г. Г. Эттингеном и многими другими. Фотоматериалы экспедиций являются бесценными с точки зрения не только ботаники и географии, но и истории России. В начале ХХ века фотоаппарат был дорогим и редким оборудованием, и снимки, сделанные исследователями-ботаниками, являются первыми (а порой единственными) документальными изображениями ландшафтов, растительных сообществ, старых городов и селений, а также картин жизни и быта различных областей и народностей Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии. В начале 20 века основным средством передвижения в экспедициях служили лошади, верблюды, ослы. Снаряжения же набиралось немало. Так в экспедиции Переселенческого управления брали геодезические инструменты – буссоль, теодолит и др., а также барометр, высотомер, различные термометры – почвенный, максимальный и минимальный, бинокли, различные лупы и т.д. Все это требовало тщательной упаковки и имело внушительный вес. Что же касается бумаги для гербария, то как писал в своем предварительном отчете один из участников экспедиции В. И. Липский: «Достаточно сказать, что одной бумаги для сушки и упаковки растений было куплено на месте 30 пудов (480 кг), не считая взятой из Петрограда, а также сушильного сукна». Ко всему этому нужно добавить провиант, различный инструмент, палатки, кухонную утварь, личные вещи. Особо нужно было оберегать фотокамеры и стеклянные фотопластинки, которые также имели немалый вес. Для коробок с фотопластинками изготавливали специальные кожаные сумки с мягкими прокладками. Сверху на сумку одевался чехол из непромокаемой ткани. Отснятые фотоматериалы перевозили с особой тщательностью, т.к. после возвращения домой делались отчеты с использованием фотоматериалов. Мы не знаем, какими аппаратами (отечественными или зарубежными) пользовались ботаники - участники Переселенческого управления. Сведений об этом мы не нашли. Можно только отметить, что Н. И. Кузнецов-Киржачский и Б. Н. Клопотов наряду с обычной камерой пользовались и стереоскопическими (с двумя объективами) камерами. Их диапозитивы и стереофотографии хранятся в Ботаническом музее. Поскольку вторая половина 19 века характеризовалась значительным увеличением количества различных исследовательских экспедиций, русские инженеры, учитывая запросы путешественников, нуждающихся в удобной, многозарядной фотокамере, сконструировали ряд таких аппаратов. В те годы в России не было фотопромышленности. Большинство фотоаппаратов изготовлялись в маленьких кустарных мастерских и часто представляли собой уникальные штучные творения. Самой известной и крупной была мастерская И. М. Карпова в Петербурге. Создание оригинальных конструкций фотоаппаратов связано с именем талантливого московского конструктора Д. П. Езучевского. Еще в 1975 году им был сконструирован стереоскопический аппарат (с двумя объективами). Автор назвал его снарядом для экспедиций. Аппарат заряжался сразу 12 пластинками, механически выставляемыми друг за другом. На выставке в Париже в 1878 году камера заслужила бронзовую медаль. В конце девяностых годов Д. П. Езучевский сконструировал еще один аппарат «Спутник», предназначенный для путешественников. Он заряжался уже 15 пластинками, расположенными в верхней и нижней камерах. Другой русский изобретатель – поручик Измайлов сконструировал весьма оригинальный аппарат, явившийся прототипом магазинных камер. В основу конструкции была положена система револьверного магазинного барабана в соединении с системой магазинного ружья. Фотоаппарат Измайлова имел форму двенадцатисторонней призмы, в которой помещались сама камера и два ящика – для неэкспонированных и экспонированных фотопластинок. Аппарат Измайлова представлял значительные удобства в работе, кроме большого запаса пластинок (70 штук) в камере был установлен счетчик, показывающий количество имеющихся в запасе пластинок и номер каждой экспонированной пластинки. Устройство аппарата не допускало повторной съемки на одну и ту же пластинку. В 1883 году инженер В. И. Срезневский создал аппарат, предназначенный для экспедиции в Тибет русского исследователя Центральной Азии Н. М. Пржевальского. Небольшой по размеру аппарат укладывался в двойной футляр. Наружный футляр был изготовлен из непромокаемой ткани, внутренний – из кожи. Камера была сделана из красного дерева. Это был стереоскопический магазинный аппарат. В магазине помещалось 30 пластинок. Вес заряженной камеры был довольно внушительным – 9 фунтов (3,7 кг). Камера была изготовлена в мастерской Якобсона в Петербурге. Этот аппарат использовал для съемок В. И. Роборовский, постоянный спутник Н. М. Пржевальского в его путешествиях.
| |